Опыт применения алкозамков в Финляндии.
Интервью с Руководителем дорожной полиции Финляндии господином Паси Кемпайненом (Mr. Pasi Kemppainen).
Данное интервью господин Паси Кемпайнен дал директору программ Европейского Совета Транспортной Безопасности (ETSC) госпоже Елене Таунсенд (Ellen
Townsend)/*
ETSC: Что делается в Финляндии для предотвращения управления транспортными средствами в состоянии опьянения?
Г. Паси Кемпайнен: В Финляндии установлен порог 0.5 промилле, и мы периодически проводим массовые проверки выдыхаемого воздуха у водителей на дорогах, а также выполняем тест дыхания у водителя каждый раз, когда полицейский останавливает его. В 2007 мы провели 2000 тыс. тестов: это, пожалуй, самое большое число проверок с учетом численности населения среди остальных стран Евросоюза. Несмотря на это, приблизительно 23-25% смертей на дороге происходят из-за пьяных водителей. Как правило, погибают сами пьяные водители и их пассажиры. В этих случаях редко погибают другие участники движения. В Постановлении Финского Правительства по безопасности дорожного движения и в Декларации Дорожной полиции четко ставится цель: сокращение числа пьяных водителей на дорогах.
ETSC: Почему Финляндия решила принять законодательство по использованию алкозамков как часть своей политики по искоренению пьянства за рулем?
Г. Паси Кемпайнен: Мы имеем мощные и успешные методы противодействия пьянству на транспорте, а также применяем другие меры борьбы с пьяными водителями в Финляндии. Но мы должны искать и новые пути решения этой проблемы. Мы уверены, что одним из эффективных способов удержать людей, находящихся под воздействием алкоголя, от управления автомобилем является алкозамок.
Вот некоторые факты:
1. Приблизительно у 60% задержанных пьяных водителей содержание алкоголя в крови превышало 1.2 промилле.
2. 88% смертей на дорогах происходят из-за такого рода водителей.
3. от 8 до 9% пьяных водителей задерживаются более одного раза в течение года, и почти 23% из них задерживаются снова в течение следующих пяти лет.
4. Ежегодно эти водители становятся причиной 35 смертей на дорогах Финляндии.
5. Установлено, что пьяных водителей задерживают довольно редко. По нашим оценкам лишь каждое двухсотое нарушение, связанное с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, выявляется на дороге.
Эта статистика показывает нам что ДТП, связанные с алкоголем и повлекшие гибель людей, происходят по вине водителей, имеющих проблемы с чрезмерным употреблением алкоголя. Как правило, эти водители легко нарушают законы, когда они пьяны, но, с другой стороны, те же самые водители строго соблюдают установленные правила, когда они трезвы. Вот почему мы верим, что алкозамки помогут решить эту проблему.
ETSC: На кого ориентирована эта программа?
Г. Паси Кемпайнен: Законодательство, позволяющее использовать алкозамки, вступило в силу 1-го июля 2008 года после выполнения трехлетней пилотной программы. Водителю, задержанному в состоянии алкогольного опьянения, предлагается условие, при котором он сохраняет свои водительские права, соглашаясь на установку в его автомобиле алкозамка и принимая на себя обязательства по выполнению определенных требований. Этим нарушителю, постоянно проживающему в Финляндии, и не имеющему других запретов на управление транспортным средством, предоставляется возможность сохранить свои водительские права. Это условное право на управление транспортным средством может быть предоставлено полицией даже до заседания суда. Однако, только суд принимает окончательное решение по условному праву на управление автомобилем.
Алкозамок устанавливается судом на период от одного года до трех лет.
ETSC: Как эта программа работает?
Г. Паси Кемпайнен: Для того, чтобы получить водительское удостоверение на право управления автомашиной, оборудованной алкозамком, водитель должен посетить врача или иного специалиста лечебного учреждения для консультаций о вреде здоровью, наносимом употреблением алкоголя и наркотиков и возможностям по реабилитации. Водитель должен получить справку, подтверждающую, что он посетил врача, и представить ее полиции. Получаемое водительское удостоверение предоставляет право управлять автомашинами, имеющими регистрационный номер и оборудованными алкозамками. После установки алкозамка машина подлежит технической (модификационной) инспекции. Сертификаты по установке алкозамка и технической (модификационной) инспекции должны быть направлены в полицию по месту проживания водителя.
ETSC: Сколько это стоит?
Г. Паси Кемпайнен: Стоимость использования алкозамка приблизительно 110-160 EUR
в месяц и оплачивается водителем. Алкозамок подлежит обслуживанию каждые два месяца или в течение 24 часов в случае появления нарушения условий его эксплуатации.
ETSC: Что происходит в конце срока?
Г. Паси Кемпайнен: В конце периода использования алкозамка специальное водительское удостоверение возвращается в Полицию. Затем водитель может демонтировать алкозамок или оставить его в машине. В большинстве случаев водители выкупают алкозамки, чтобы сохранить специальное водительское удостоверение.
ETSC: Что Вы собираетесь делать для совершенствования законодательства по алкозамкам?
Г. Паси Кемпайнен: Мы надеемся, что алкозамки смогут сократить число случаев гибели людей на дорогах Финляндии на 25-28%% в год. Мы хотели бы, чтобы Европейское законодательство расширяло использование алкозамков в качестве важнейшей меры противодействия пьянству на дорогах. Для продвижения алкозамков должна быть ускорена их сертификация. Я хотел бы видеть алкозамки и как штатное оборудование во всех вновь выпускаемых автомашинах. Особенно в связи с тем, что ведется активная разработка новых моделей алкозамков, и цены на них снижаются. От нашего правительства мы ожидаем директивный документ, предписывающий использование алкозамков как обязательную меру для повторно задерживаемых за управление в состоянии алкогольного опьянения водителей. Мы также отмечаем, что в статистике задержанных за управление в состоянии алкогольного опьянения водителей преобладают молодые мужчины, и верим, что алкозамки могли бы явиться хорошей профилактической мерой для них.
/* Drink Driving Monitor. ETSC’s Newsletter on Drink Driving Policy Developments in the EU, N8.2008.
Положение с внедрением алкозамков в некоторых странах Евросоюза на октябрь 2012 года/*
страны |
Пилотные проекты |
Подготовка закона |
Обсуждение Закона в парламенте |
Принятие закона |
Применение Закона |
Применение для реабилитации |
Применение в коммерческом транспорте |
Добровольное Использование алкозамков |
Австрия |
× |
|
|
|
|
× |
|
× |
Финляндия |
|
|
|
× |
× для школьных автобусов и мед. транспорта |
× |
× |
× |
Швеция |
|
|
|
× |
× |
× |
× |
× |
Голландия |
× |
|
|
× |
× |
× |
|
|
Франция |
|
|
|
× |
× |
× |
× для школьных автобусов |
|
Бельгия |
|
|
|
× |
× |
× |
|
× |
Дания |
|
|
|
× |
|
× |
× |
|
Германия |
× |
|
|
|
|
× |
|
|
Ирландия |
|
|
× |
|
|
|
|
|
Великобритания |
|
|
|
|
|
|
|
× |
/* По материалам издания Drink Driving Monitor, ETSC Newsletter, N 17, 2012