|  |  | 
     Алкозамок – первые итоги и перспективы развития.  
      
      ООО «Алкотектор» в 2010 году принимало активное участие в совместном проекте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и Фонда «Центр стратегических разработок – Регион» (ЦСР-Регион)  «Использование технических средств контроля на транспортных средствах, осуществляющих социально важные перевозки, в субъектах РФ». Проект был направлен на повышение уровня безопасности дорожного движения и, в частности, на снижение аварийности при осуществлении социально важных перевозок  общественным транспортом, школьными автобусами, машинами скорой помощи. В рамках проекта проводилось изучение влияния использования технических средств контроля (ТСК) на аварийность с участием транспортных средств, осуществляющих социально важные перевозки. Из всего разнообразия технических средств контроля для изучения были выбраны алкозамки, видеорегистраторы, системы спутникового позиционирования и навигации, бортовые регистраторы (тахографы).
 Участие ООО «Алкотектор» в проекте заключалось в установке, снятии и обработке данных анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе Alcozamok. Алкозамки устанавливались на школьные автобусы, принадлежащие различным автотранспортным предприятиям Республики Татарстан. В течение весны-лета 2010 года были установлены 100 анализаторов, проведено обучение водителей и персонала автопарков. В дальнейшем специалисты ООО «Алкотектор» постоянно вели сопровождение установленных алкозамков, помогая решать технические, эксплуатационные и организационные проблемы, связанные с их использованием.
 
 В конце года со всех алкозамков были считаны необходимые для оценки результатов работы данные за весь период использования. После первичной обработки и анализа данные были переданы в «ЦСР-Регион», где проведено обобщение результатов. По результатам предварительного анализа данных можно сделать вывод, что проект показал необходимость установки алкозамков на транспортные средства, осуществляющие социально важные перевозки. По данным РСА количество зафиксированных с помощью алкозамков фактов употребления алкоголя значительно сократилось к концу эксперимента по сравнению с его началом. Сам факт установки бортовых ТСК оказался сильным дисциплинирующим фактором: осмотрительность и аккуратность водителей настолько возросла, что заметно снизилась аварийность среди участников эксперимента.
 
 Работа, проведенная в рамках проекта, дала возможность оценить реальные достоинства и недостатки  использования алкозамков. К плюсам следует  отнести:
•	повышение безопасности,
возможность проведения теста на алкоголь в местах, где отсутствует предрейсовый осмотр или он затруднен,
•	гибкость в настройке под конкретные задачи,
простота  использования (водитель быстро привыкает к работе с алкозамком).
к серьезным минусам можно отнести, пожалуй, только низкую оперативность предоставления информации о результатах  теста.
 
 Для правильного понимания этого недостатка следует вспомнить о том, что в странах, имеющих большой опыт применения  систем  «алкозамок»,  эти системы выполняют двоякую функцию. Они используются не только как контрольно-профилактическое ТСК на профессиональном транспорте, но и как средство наказания, и в то же время альтернатива лишению водительских прав для нарушителей ПДД. И если для выполнения второй функции опосредованность и низкая оперативность передачи данных в контрольный центр несущественны, то  выполнение первой функции они могут серьёзно осложнить.       Действительно,  основная функция алкозамка, - препятствие движению автомобиля, управляемого нетрезвым водителем, - выполняется автономно и зависит только от настроек, установленных перед монтажом алкозамка  на борту транспортного средства. А вот для обеспечения функции контроля необходимо периодическое считывание информации с алкозамка, что требует дополнительных человеческих и временных ресурсов. Если при этом  транспортное средство постоянно возвращается на базу, то проблем со считыванием данных с алкозамков не возникает, а если транспортное средство бывает на базе только для проведения ремонта или периодического ТО, что характерно для  школьных автобусов, то получение информации сопровождается  сложностями,  теряет оперативность и снижает свою актуальность.
 
 Однако сегодня существуют все объективные условия для устранения этой проблемы.
 
 В современных условиях работы транспортных компаний  востребована именно функция  контроля за транспортным средством.   Выполнение этой функции повышает эффективность работы автотранспортного предприятия, позволяет добиться существенной экономии средств за счет контроля водителей, и обеспечивает безопасность  как водителя, так и транспортного средства. Многие автотранспортные предприятия оснащают свои автомашины ТСК, которые передают информацию в единый центр, поэтому вполне логичным шагом становится  добавление информации о прохождении теста на алкоголь.
 
 Комплексирование алкозамков с интеллектуальными бортовыми системами представляется нам приоритетным направлением развития алкозамков. Оперативность получения диспетчерской службой результатов теста, управление единой бортовой системой из единого центра и, наконец, снижение энергопотребления – это только часть задач, которые успешно решаются в этом направлении.
 
 Функционирование комплекса «алкозамок – бортовая ТСК» выглядит следующим образом:
 
 Включение диспетчера в процесс оценки результатов теста  дает расширение возможностей использования алкозамка. В составе комплекса алкозамок может как работать в автоматическом режиме и выполнять блокировку зажигания при обнаружении алкоголя в выдохе водителя, так и использоваться по указаниям диспетчера, например,  провести тест водителя на алкоголь в любой момент времени по требованию диспетчера. Такой подход исключает возможные негативные последствия принудительной блокировки транспортного средства, не создаёт  водителю помехи в момент управления транспортным средством, а также существенно повышает вероятность того, что контрольный выдох будет сделан именно водителем.  Как видим, комплексирование повышает безопасность по сравнению с автономным использованием алкозамка.
 
 При этом следует  учитывать преимущества того,  что результаты тестирования попадают в единую базу, которая уже используется для сбора данных ТСК.
 
 В мае 2010 года в течение трех недель ООО «Алкотектор» совместно со специалистами ГК «Навигатор» проводило испытания совместного использования алкозамка с  бортовыми  ТСК.  Для комплексирования были предложены терминальные устройства в составе системы спутникового мониторинга «Навигатор-С» и единый навигационный диспетчерский центр. Проведенная работа показала, что комплексирование не предполагает больших затрат для конечных пользователей и не требует существенной переработки используемого в диспетчерском центре ПО, что дает возможность пользоваться существующим ПО и уже имеющейся базой данных.
 
 Испытания 2010 года  показали преимущества комплексирования алкозамка с ТСК по сравнению с его автономным использованием, особенно для транспортных средств, которые используются удаленно и не подразумевают возможности частого считывания информации.
 
 
 
 Материал подготовлен Сидоровым А.С., Генеральным директором  ООО "Алкотектор", к.т.н
 |  |  |